Байкальская природная территория на различных уровнях рассматривается как модельная территория устойчивого развития. А Федеральный закон «Об охране озера Байкал» является единственным в правовой практике федерального законодательства, направленным на сохранение уникального природного объекта.
Благодаря совместным усилиям и планомерной работе органов исполнительной власти Байкальского региона и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации удалось инициировать разработку и утвердить Федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». В ходе совместной системной работы внесены предложения по вопросам проектирования и строительства в республике очистных сооружений, полигонов твёрдых бытовых отходов, берегоукрепительных сооружений, ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет; развития систем государственного мониторинга окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и др.
Распоряжением №1274-р 20 июля 2012 года Правительство России утвердило Концепцию Программы, а также определило государственных заказчиков. На заседании Правительства Российской Федерации 16 августа был одобрен проект Программы, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 г. № 847 Программа утверждена. Общий объём финансирования, направленный на реализацию мероприятий Программы, в ценах соответствующих лет составит 58 158,5 млн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 48 381,1 млн рублей, капитальные вложения – 33 513,0 млн рублей, НИОКР – 464,1 млн руб., прочие нужды – 14 404,0 млн рублей, за счёт средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 8 374,9 млн рублей, средств внебюджетных источников – 1 402,5 млн. рублей.
Реализация Программы начала осуществляться с 2012 года, и работа будет продолжена по 2020 год - в 2 этапа. На первом этапе (2012-2015 гг.) будут реализованы приоритетные мероприятия, выработаны подходы для реализации природоохранных мероприятий. На втором (2016-2020 гг.) предстоит завершить начатые приоритетные проекты, а также охватить большим количеством экологических мероприятий Байкальскую природную территорию, обеспечив достижение целевых показателей Программы.
58 158,5 млн руб. - общий объём финансирования, направленный на реализацию мероприятий ФЦП.
Вместе с тем до настоящего времени не приняты концептуальные нормативные документы, без которых Федеральный закон «Об охране озера Байкал» не может быть полноценным законодательным актом. Правоприменительная практика показала, что законом установлен ряд ограничений, которые являются сдерживающим фактором социально-экономического развития региона и способствуют ухудшению экологической обстановки на побережье озера Байкал, а также определила несовершенства закона. К примеру:
1) Законом не установлено чёткое разграничение предметов ведения и полномочий по охране озера Байкал и федеральных органов власти и органов власти субъектов.
2) Парадоксальным для столь уникального водного объекта, как озеро Байкал, является отсутствие границ его водоохранной зоны, что предусмотрено статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации.
3) Обязательность ведения экологических паспортов на Байкальской природной территории вступает в противоречие с государственным стандартом экологического паспорта, носящего рекомендательный характер, и принятие решения о целесообразности ведения экологического паспорта остаётся за природопользователем, что приводит к необоснованным издержкам предприятий. Поэтому при осуществлении государственного экологического контроля возникает вопрос, выдавать предписание предприятию о ведении экологического паспорта, стоимость разработки которого может составлять от 30 до 200 тыс.руб., или нет. Особенности ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на БПТ, о чём указывается в статье 17, так и не определены.
4) Обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации при строительстве, расширении и реконструкции хозяйственных объектов, установленная статьёй 6, вступает в противоречие со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым установлен перечень объектов капитального строительства, не подлежащих государственной экспертизе, что, в свою очередь, может потенциально нанести ущерб уникальной экологической системе озера Байкал.
5) Установленный законом приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны, потенциально является поводом для запрета любой деятельности и может породить обширную судебную и арбитражную практику для любого из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Центральной экологической зоне.
6) Как показывает международный опыт, одним из главных методов экологической защиты водных объектов является информационный, выражающийся в проведении мониторинга текущего состояния водного объекта. Необходимость использования этого метода в ФЗ «Об охране озера Байкал» лишь обозначена в статье 20. В статье нет даже ссылки на необходимость разработки подзаконного акта, определяющего особенности ведения мониторинга на БПТ. Также нет разъяснений, чем отличается мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал от мониторинга атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр на территории отдельно взятого субъекта в рамках единой государственной системы. Это уже сейчас порождает противоречия при организации государственного экологического мониторинга БПТ и территории субъекта.
7) Приказом Министерства природных ресурсов №63 от 5 марта 2010 г. «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» установлены допустимые выбросы веществ в атмосферный воздух уникальной экологической системы озера Байкал. Вместе с тем не определен механизм применения указанного постановления при нормировании негативного воздействия на окружающую среду. В частности, нет разделения по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территорию Иркутской области и Республики Бурятия.
8) Статьей 18 установлено, что ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации. Однако этот порядок не разработан.
9) Абсолютный запрет на перевод земель лесного фонда в земли других категорий в Центральной экологической зоне вступает в противоречие с законодательством об особых экономических зонах, а также с некоторыми положениями перечня видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне (Постановление № 643).
С одной стороны, Постановление Правительства Российской Федерации №643 допускает строительство инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры и осуществление противопожарных мероприятий, а установленный Федеральным законом «Об охране озера Байкал» однозначный запрет на сплошные рубки и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий запрещает строительство инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры, противопожарные и санитарные мероприятия в лесах.
В данной ситуации сложилась коллизия норм федерального законодательства. Сегодня Проекты Схем территориального планирования ряда районов Республики Бурятия, предусматривающие расширение границ населенных пунктов за счет лесных участков, отнесенных к защитным лесам и расположенных в ЦЭЗ, получают отрицательные заключения Рослесхоза с формулировкой: нарушение статьи 11 закона.
10) Нерешённым острым вопросом остаётся законодательная регламентация механизма финансирования расходов по охране озера Байкал из федеральных, региональных и других источников. Статья 21 не предусматривает ни реального механизма компенсации повышенных затрат в области охраны озера Байкал, ни разграничения полномочий и источников финансирования. Кроме того, ряд статей закона без указания на источники финансирования «повисают в воздухе».
Назрела необходимость пересмотра нормативной правовой базы, регламентирующей природоохранную и хозяйственную деятельность на Байкальской природной территории. В целом, для того чтобы закон стал работающим, требуется внесение в него целого ряда изменений и дополнений, а также разработка соответствующих подзаконных актов нужного качества.
20 февраля 2013 года на пленарном заседании Госдумы в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории», разработанный Минприроды России.
Развивая систему управления водным фондом, необходимо продолжить совершенствование правовой и нормативной базы, в том числе изменить подход к использованию и охране водных ресурсов.
На Байкальской природной территории ставка платы за пользование водными объектами составляет 576 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды. В то время как ставка платы соседних регионов по бассейну р. Амур (Забайкальский край) – 276 рублей, по бассейну р. Енисей (Иркутская область) – 246 рублей. Высокая ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов по бассейну озера Байкал влияет на экономический рост крупных предприятий Республики Бурятия. Поступление платы за пользование водным объектом Гусиноозерской ГРЭС в два раза выше платы за пользование водным объектом Харанорской ГРЭС, находящейся на территории Забайкальского края. В связи с отсутствием механизма возврата платежей, в полном объеме не действует принцип стимулирования рационального использования водных ресурсов. Предоставление субсидий и субвенций из федерального бюджета можно расценить как частичный «возврат» средств в республиканский бюджет.
За период 2010-2012 гг. в бюджетную систему Российской Федерации за пользование водными объектами от предприятий и организаций Республики Бурятия поступило более 627,0 млн. руб. В то время как за аналогичный период на реализацию водоохранных и водохозяйственных мероприятий привлечено субвенций и субсидий из федерального бюджета в объёме 164,0 млн. руб. Считаем, что плату за пользование водным объектом необходимо «вернуть» в региональные бюджеты с поправкой на их целевое использование.
Сложность проблемы охраны озера Байкал, противоречивость требований особого режима хозяйственной деятельности и социально-экономического развития Байкальского региона требуют конкретных и согласованных действий всех ветвей власти в долгосрочном периоде. Сегодня Республика Бурятия занимает одно из первых мест в рейтинге самых экологически чистых регионов Российской Федерации и делает все возможное для сохранения чистоты озера Байкал. И хочется выразить уверенность, что совместными усилиями мы сохраним Байкал – объект Всемирного природного наследия.
Оставить сообщение: